Текст и традиция: альманах, 2 / Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) Рос. Акад. наук, Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». — Санкт-Петербург: Росток, 2014. — 448 с.
ISBN 978-594668-152-0
Альманах «Текст и традиция» издается Пушкинским Домом и Ясной Поляной, двумя известнейшими «литературными домами» России. Одной из важных его задач является рассмотрение современной русской литературы в контексте литературной традиции — классической и древней. В определенном смысле альманах соединяет в себе черты научного и литературного («толстого») журналов: в соответствующих разделах публикуются исследования академического типа и литературные эссе. Особое место в издании занимают диалоги участников литературного процесса на историко-культурные темы, а также публикация архивных материалов.
Каталог памятников древнерусской письменности XI-XIV вв. (Рукописные книги) / отв. ред. Д. М. Буланин ; [сост. Д. М. Буланин, А. А. Романова, О. В. Творогов, Ф. Томсон, А. А. Турилов]. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. - 944 с. - (STUDIORUM SLAVICORUM ORBIS ; вып. 7).
ISBN 978-5-86007-759-1
ISSN 2220-5489=STUDIORUM SLAVICORUM ORBIS
Содержание
Каталог, предлагаемый вниманию читателя, - коллективная работа. Справочник призван дать максимально полное представление о репертуаре восточнославянской письменности за первые четыре столетия ее истории. Он базируется на данных, извлеченных из рукописных книг XI-XIV вв., каждая из которых получает характеристику и как кодикологическое целое, и как сборник относительно самостоятельных произведений.
В десяти приложениях к Каталогу печатаются «Текстологические и библиографические арабески» Д. М. Буланина. В этих заметках целый ряд кратко упомянутых в Каталоге памятников получает более углубленную характеристику, потому что они включены в широкий контекст многовекового развития славянских средневековых литератур.
В основе «Каталога памятников древнерусской письменности XI-XIV вв.» лежит полностью переработанный и увеличенный в несколько раз по объему путеводитель, который был составлен единолично О. В. Твороговым и под названием «Древнерусская книжность XI-XIV веков» издавался отдельными частями в «Трудах Отдела древнерусской литературы» (т. 56, 57, 59).
Федорова И. В. «Путешествие в Святую Землю и Египет» князя Николая Радзивилла и восточнославянская паломническая литература XVII — начала XVIII в.: Исследование и текст. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2014. — 608 с: ил., 6 с. цв. вклейка.
ISBN 978-5-91476-059-2
Оглавление
Книга содержит исследование и публикацию древнерусского перевода «Путешествия в Святую Землю и Египет» князя Николая Радзивилла — рассказа о реальном паломничестве 1582—1581 гг. В результате исследования всех известных списков памятника охарактеризована литературная история произведения на русской почве, уточнено время перевода и его оригинал, проанализированы причины появления памятника в русской книжной культуре XVII в. На широком фоне восточнославянских «хождений» XII — начала XVIII в. и переводных описаний Святой Земли показаны особенности содержания Путешествия и повествовательной манеры польского князя-паломника, а также типичные для паломнического текста черты. Все это позволило создать целостную картину бытования в культуре Московского царства переводного памятника и проследить механизм «включения» иноязычного текста в восточнославянскую паломническую литературу. Научно-критическое издание текста Путешествия Николая Радзивилла снабжено обширными историко-литературными комментариями.
Книга адресована специалистам по древнерусской литературе и истории христианского Востока, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской литературой, духовной культурой и паломническим движением в Святую Землю.
Прохоров Г. М. Древнерусское летописание. Взгляд в неповторимое / М.: Институт русской цивилизации, «Издательство Олега Абышко» СПб., 2014. —416 с.
ISBN 978-5-4261-0065-7
Содержание
В книге выдающегося русского ученого Гелиана Михайловича Прохорова собраны исследования памятников древнерусского летописания, — жанра безвозвратно, в отличие от других жанров средневековой литературы, ушедшего. В первой части говорится о специфике этого вида литературного творчества и о его видах — местном и общерусском. Прослеживается история летописания после завершения «Повести временных лет» и перехода политического главенства на Руси от Киева к Владимиру. Исследование двух взаимно дополнительных подборок летописного материала «Карамзинской» рукописи, заставляет думать, что общерусское летописание не было создано в XV в., а было возрождено в 1185 г. во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. Произведенный постатейно анализ содержания этих подборок и их связи с двумя видами общерусского летописания — владимиро-московского и новгородского — представлен читателю в таблице. Во второй части речь идет о «центрально-русском» летописании XIV в. — загадочном «Летописце Великом Русском». Автор доказывает, что именно в Москве в 1375 г. по воле князя Дмитрия Ивановича было начато «великорусское» летописание. Созданная два года спустя, в 1377 г., Лаврентьевская летопись оказывается ярко контрастной «Летописцу Великому Русскому», каким он теперь представляется. Работа составителей «Лаврентьевской летописи» имела целью дать пример вероисповедно-непримеримой борьбы христиан-русских с инверцами-татарами. Благословивший ее создание епископ Дионисий Суздальский явно хотел духовно укрепить и побудить князей к решительным действиям в начинающейся освободительной борьбе с татарами. В Послесловии книги говорится о трансформации жанра летописания, происшедшей на Руси в дальнейшем, начиная с XVI в.
|